Главная страница Welkome to System Education
Сайт посвящен выпускникам 27 курса ЛВВИУС-СПВВИУС 1992 года выпуска
   

Глава первая
НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ
(1941 - 1945 гг.)

1. Рожденное в Ленинграде
2. Во фронтовой Москве
3. Крепнет связь с фронтом
4. На заключительном этапе войны

2. Во фронтовой Москве

В середине января 1942 года постоянный состав курсов прибыл в Москву. В это время под Москвой советские войска завершали первую в ходе Великой Отечественной войны крупную наступательную операцию. В результате ударная группировка врага была разгромлена и отброшена от столицы Советского государства на 100-250 километров. Эта победа Красной Армии ознаменовала начало коренного поворота в ходе войны и вызвала огромный морально-политический подъем на фронте и в тылу.

Однако, несмотря на то, что враг был отброшен от Москвы, его полчища, отступая, бешено сопротивлялись. Продолжались яростные налеты вражеской авиации. Столица оставалась фронтовым городом.

В этот трудный период в Москве при учебном полку резерв начальствующего состава автобронетанковых войск Красной Армии на базе Ленинградских курсов радистов-танкистов был сформирован учебный батальон по подготовке радиотелеграфистов. Командиром батальона был назначен бывший начальник курсов воен-инженер 2-го ранга Г.П. Александров, он же исполнял обязанности заместителя командира учебного полка по радиоподготовке. В радиобатальоне насчитывалось 294 курсанта, из них 204 ранее служили в Красной Армии, а 94 уже участвовали в боях. У личного состава батальона была довольно высокая по тому времени общеобразовательная подготовка: 12 человек имели высшее, 40 - среднее и 242 - незаконченное среднее образование.

Таким образом, переменный состав радиобатальона по своему общеобразовательному уровню и жизненному опыту мог быть за короткий срок подготовлен для работы радистами. Этому во многом способствовало наличие в подразделении опытных командиров, политработников, преподавателей. Большинство специалистов по радиоделу имели высокую теоретическую подготовку и двух-трехгодичный опыт преподавательской работы. Руководителями общевойсковых дисциплин являлись командиры рот и взводов.

Важное значение в проведении учебно-воспитательной работы имели партийная и комсомольская организации батальона, насчитывавшие в своем составе 22 коммуниста и 130 комсомольцев.

Для размещения и ведения учебно-воспитательной работы радиобатальону были выделены пустующие здания в районе Большой Пироговской улицы. Стекла в помещениях были выбиты при бомбежках, водопровод, канализация и центральное отопление не работали, не хватало имущества и учебных классов, топлива и продовольствия.

С большими трудностями пришлось столкнуться при организации учебно-материальной базы. В радиобатальоне имелось всем 16 танковых радиостанций 71ТК-1 и 71ТК-3 выпуска конца 30-х годов. Литературы по технической подготовке не хватало, а по тактике, топографии, огневой и химической подготовке вообще не было.

В таких тяжелых условиях радиобатальон приступил к устройству казарм, созданию учебно-материальной базы и организации занятий. Несмотря на большие трудности, личный состав был полон энтузиазма и решимости. На него возложена важная задача - в трудные для Родины дни готовить пополнение для фронта. Командование, партийная и комсомольская организации мобилизовали воинов на быстрейшее завершение подготовки к занятиям.

Все хозяйственные и монтажные работы выполнялись силами самих курсантов и не прекращались ни днем, ни ночью. В короткий срок были отремонтированы помещения для личного состава, оборудованы два класса по приему на слух и передаче на ключе и три класса для работы на радиостанциях, изготовлены учебно-методическая документация и пособия. Своими силами был произведен капитальный ремонт отопительной системы, канализации и водопровода. В Подмосковье курсанты заготовляли дрова.

В феврале 1942 года начались занятия. Учебный день продолжался 13 часов, что диктовалось условиями военного времени, потребностями фронта в новом пополнении. Он был до предела насыщен занятиями и тренировками. Курсанты, желая быстрее попасть на фронт, использовали каждую минуту учебного и личного времени. Путем многократных тренировок они добивались четкой и оперативной работы на радиостанциях. В течение месяца курсанты приобрели навыки работы на радиостанциях, усвоили правила радиообмена, научились пользоваться переговорными таблицами, устранять простейшие неисправности в аппаратуре, стрелять из танкового пулемета и водить танк.

В быстром и успешном усвоении курсантами программы обучения была большая заслуга преподавателей, командиров и политработников. Умелыми преподавателями показали себя военные инженеры Н.А. Аккерман, П.Н. Горюнов, С.П. Калинин, М.В. Латманизов, И.А. Мельников, Г.И. Степанов, бывшие студенты ЛПИ воентехники Ю.Н. Вехов, В.К. Жданов и другие. Все занятия они проводили на высоком теоретическом уровне, постоянно искали новые методические приемы обучения, добивались полного усвоения учебного материала непосредственно на занятиях.

Наряду с подготовкой стрелков-радистов преподаватели радиобатальона обучали радиоделу весь командный состав учебного полка.

К середине 1942 года свыше 1500 промышленных предприятий из прифронтовых районов были эвакуированы в восточные районы страны. По мере ввода их в строй увеличивался выпуск важнейших видов вооружения и боевой техники, в том числе танков. Если в первом полугодии 1941 года было выпущено 4800 танков, то во втором полугодии - уже 11200. Среди них преобладали лучшие в мире средние танки Т-34 и тяжелые КВ. Это позволило весной 1942 года приступить к формированию танковых и механизированных корпусов и армий.



[ К оглавлению | В начало страницы ]

[ К предыдущей странице | К следующей странице ]

   
Hosted by uCoz