Глава третья В ПЕРИОД КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ (1957-1969 гг.)
Для совершенствования методики обучения с применением современных технических средств много интересных новинок предложили рационализаторы. Так, в 1965 году преподаватели А.Г. Золтников, Б.Е. Мительман и начальник лаборатории И.Т. Ревякин разработали и смонтировали класс программированного обучения, позволяющий в процессе занятий оперативно контролировать степень усвоения материала курсантами. Класс был представлен на ВДНХ СССР, а его авторы награждены одной серебряной двумя бронзовыми медалями. Это были первые награды выставки представителям вузов связи. В дальнейшем оборудовании класса было значительно усовершенствовано, переведено на современную элементную базу и использовалось для оперативного контроля уровня подготовки курсантов к лабораторным работам по ряду дисциплин. Подобный класс в училище был разработан также на цикле производственного обучения и электротехники группой рационализаторов под руководством инженера-подполковника С.Л. Резниковского.
Много интересных предложений по совершенствованию методики обучения было подано офицерами училища в 1968-1969 годах. Б.Е. Мительманом был создан лингафонный класс для изучения иностранных языков; Б.М. Шиховцев изобрел тренажер для обучения телеграфной азбуке и проверки слуха у абитуриентов; П.С. Колесов, В.Н. Строкин, В.Н. Уфимцев - приспособление для демонстрации последовательности поиска неисправностей в радиостанциях; И.Е. Архипов - автоматический телеграфный ключ.
Все большее применение в учебном процессе стали находить кино- и диафильмы, созданные преподавателями училища. В целях единого подхода при разработке методики использования технических средств обучения в учебном процессе из наиболее опытных методистов училища была образована специальная комиссия по ТСО. Председателем ее назначили инженера-полковника Н.Н. Хорошилова.
Высокий уровень профессиональной подготовки и методического мастерства большинства преподавателей училища позволил в конце 60-х - начале 70-х годов не только обеспечить училище в значительной степени своими кадрами, но и оказать помощь в этом вопросе другим училищам связи.
В 1966 году при переводе Киевского училища связи на высший инженерный профиль подготовки начальником учебного отдела в нем стал начальник цикла нашего училища инженер-полковник С.А. Туловчиков. В Полтавское высшее военное командное училище связи начальниками кафедр были назначены Н.Ф. Володин и Н.Ф. Смелов, заместителем начальника кафедры - Э.Н. Юрков, а старшим преподавателем - Н.И. Шекера (также ставшие через некоторое время начальниками кафедр). В Томское высшее военное командное училище связи начальником кафедры был назначен Н.П. Ефименко, а старшим преподавателем - М.М. Смирнов.
В процессе обучения большое внимание уделялось привитию курсантам практических навыков как по эксплуатации техники связи, так и по другим аспектам их будущей службы в войсках. Эта работа особенно усилилась после опубликования в ноябре 1958 года постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране".
Однако, как указывалось выше, при освоении в 60-х годах новых профилей обучения училище не имело необходимой новой техники. Учитывая это обстоятельство, командиры и преподаватели стали шире привлекать курсантов к решению задач, стоящих перед войсками. Причем, между училищем и войсками поддерживалась обоюдная связь. Войска помогали училищу, предоставляя материальную часть, а училище, в свою очередь, оказывало им теоретическую и техническую помощь.
Ряд занятий с курсантами по новой технике проводился непосредственно в войсках: были организованы две войсковые стажировки - на 2-м и 3-м курсах, а также производственная практика на заводах г. Горького, в процессе которой курсанты знакомились с производством радиоэлектронной аппаратуры и получали навыки в ее монтаже.
Основу практической подготовки составляли различного вида практические занятия на технике, которые предусматривались учебными планами и программами и занимали в учебном процессе большой удельный вес (до 70 процентов от общего числа часов). При этом работа с аппаратурой проводилась, как правило, в условиях, близких к реальным: в аппаратных, на боевых постах, в учебном центре.
Практическая подготовка курсантов не ограничивалась часами, предусмотренными учебной программой. В училище было организовано проведение так называемых технических дней во внеучебное время. Из курсантов создавались экипажи, которые выполняли необходимые работы на технике: техническое обслуживание, ремонт, зарядку аккумуляторов и т.д. Работой курсантов руководили опытные инструкторы, преподаватели, техники, офицеры технической службы. Курсанты старших курсов работали в качестве внештатных техников и лаборантов, помогали развертывать и вводить в строй поступающую технику, обслуживали и ремонтировали ее. Для этих работ отводилось время.
Выполнение работ на технике не только улучшало практическую подготовку курсантов, но и требовало более ответственного подхода к делу.
[ К оглавлению | В начало страницы ]
[ К предыдущей странице | К следующей странице ]
|