Главная страница Welkome to System Education
Сайт посвящен выпускникам 27 курса ЛВВИУС-СПВВИУС 1992 года выпуска
   

Глава первая
НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ
(1941 - 1945 гг.)

1. Рожденное в Ленинграде
2. Во фронтовой Москве
3. Крепнет связь с фронтом
4. На заключительном этапе войны

Большую помощь войскам в ремонте радиооборудования оказывали "радиолетучки" школы на Ленинградском, Западном Южном и других фронтах.

О том, как работали представители московской школы на фронтах, красноречиво свидетельствует запись, сделанная начальником '-го механизированного Краснознаменного Киевско-Житомирского корпуса в наградном листе на младшего техника-лейтенанта В.Т. Чумакова: "Радиолетучка Школы БТ и МВ в составе младших техников лейтенантов В.Т. Чумакова, В.А. Аудера и шофера ефрейтора И.П. Бутыгина в трудной обстановке артобстрелов и авианалетов умело и исключительно добросовестно ремонтировала боевые радиостанции. Благодаря их умению и бесстрашию было восстановлено 17 боевых радиостанций. Радиосвязь в частях стала работать устойчиво и надежно. Тем самым была оказана неоценимая услуга механизированному корпусу в выполнении боевой задачи". За быстрый и качественный ремонт радиостанций в боевых условиях все члены экипажа "летучки" были награждены медалями "За боевые заслуги".

В самой школе ремонт радиоаппаратуры проводился все в более широких масштабах. Только за 1943 год воины-радиоспециалисты восстановили для войск 607 радиостанций.

Осуществляя ремонт войсковых радиостанций, личный состав школы способствовал повышению боеспособности частей и соединений танковых войск и сам проходил практику работы во фронтовых условиях. В ходе работы были выявлены и обобщены наиболее характерные неисправности танковых радиостанций. Тесная связь с фронтом способствовала хорошей подготовке радиомастеров и радиотехников.

В приказе начальника Главного управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск от 12 мая 1943 года всем учебным частям, занимавшимся подготовкой радиоспециалистов для бронетанковых и механизированных войск, предлагалось использовать опыт создания и работы ремонтных "летучек" Школы радиоспециалистов по восстановлению радиосредств частей в боевых условиях. Этим же приказом за проявленную инициативу начальник школы инженер-подполковник Г.П. Александров был представлен к правительственной награде, а личный состав опытной ремонтной "летучки" премирован.

В годы Великой Отечественной войны на территории СССР формировались и проходили обучение соединения и части Чехословакии, Польши и других государств, которые помогали Красной Армии и в то же время боролись за освобождение своих стран от фашистского порабощения. Советский народ оказывал этим формированиям всестороннюю помощь в деле вооружения, материально-технического оснащения и боевой подготовки. Активное участие в этом принимал коллектив Школы радиоспециалистов. Он помогал готовить стрелков-радистов и командиров танков для 1-го танкового полка польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. В августе 1943 года группа в составе инженер-капитана Г.И. Степанова, старшего техника-лейтенанта Ю.Н. Вехова и сержанта Павлушина изучала с польскими танкистами материальную часть танковых радиостанций (9Р, 10Р, ТПУ-3Р), правила вхождения в связь, организацию связи в танковом бою. Занятия проводились по 30-часовой программе. Командование польской дивизии высоко отзывалось о работе советских радиоспециалистов.

В воспитательной работе школы широко использовалась такая форма связи с фронтом, как письма, приходившие из войск от выпускников. Вот выдержка из письма бывших курсантов Косякова, Марченко, Матвеева, Чудинова, адресованного начальнику школы: "Мы встретились в условиях фронтовой обстановки на 1-м Украинском фронте. И первые наши слова были о Школе, о Москве. Мы гордимся, что окончили нашу Школу, которая дала нам большие знания. Наша Школа радиоспециалистов здесь хорошо известна, как лучшая школа по подготовке кадров связи. Вашу большую, тяжелую воспитательную работу мы оправдали в прошедших боях с врагом. Мы просим Вас передать всем курсантам Школы, чтобы они очень и очень серьезно относились к учебе, ибо каждая недоработка здесь сильно отражается в работе, особенно на радиотехнике. Это наша товарищеская просьба к товарищам, которые еще, может быть, этого не осознали, что не сознавали раньше и мы".

В своих письмах бывшие выпускники горячо благодарили своих преподавателей за их труд, сообщали о своей воинской службе и успехах, делились своими планами, заверяли, что высоко и с достоинством будут нести честь выпускника Школы радиоспециалистов. "Спасибо Вам, товарищ капитан, и всем преподавателям, - писали бывшие курсанты Богданов, Спирин, Стеца преподавателю радиодела инженер-капитану Г.И. Степанову, - за те знания, которые нам дала Школа. Даем слово, что в боях не опозорим Школу, что будем делать все, чтобы связь была бесперебойной".

Письма от фронтовиков зачитывались перед молодым пополнением на собраниях личного состава. Курсанты слушали их с большим вниманием. Эти письма вдохновляли воинов на овладение специальностью, на боевые подвиги.

В годы войны в Советской стране широкий размах получило массовое патриотическое движение - сбор средств на вооружение Красной Армии. Этот почин, подхваченный по всей стране, нашел горячий отклик и среди коллектива школы.

Еще в 1941 году, находясь в блокадном Ленинграде, командный и рядовой состав курсов стрелков-радистов внес в фонд обороны на постройку танковой колонны имени Ленинского комсомола добровольные взносы на сумму 3348 рублей. С большим подъемом прошел сбор средств на постройку танковой колонны имена М.В. Фрунзе. Курсанты и офицеры собрали 44141 рубль. Благородные побуждения и чувства, владевшие советскими людьми, были выражены в словах курсанта Соловьева: "Я вношу 100 рублей. Пусть на грозных машинах, построенных на наши деньги, славные танкисты беспощадно уничтожают гитлеровских мерзавцев".

С огромным воодушевлением воины Школы радиоспециалистов подписывались на Государственные военные займы, добровольно отдавая все свои сбережения и денежное содержание за много месяцев вперед. Например, курсант Косоруков при окладе 32 рубля 50 копеек подписался на 500 рублей и внес наличными 100 рублей. Всего школа по второму, третьему и четвертому военным займам и двум денежно-вещевым лотереям провела подписку на сумму 1279880 рублей и внесла наличными 196665 рублей. Средства, собранные личным составом школы, явились действенной помощью фронту.



[ К оглавлению | В начало страницы ]

[ К предыдущей странице | К следующей странице ]

   
Hosted by uCoz