Главная страница Welkome to System Education
Сайт посвящен выпускникам 27 курса ЛВВИУС-СПВВИУС 1992 года выпуска
   

Глава вторая
В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
(1946-1956 гг.)

1. Начало мирной учебы
2. Становление училища связи

2. Становление училища связи

В начале 50-х годов на вооружение Советской Армии стали поступать новые образцы оружия и боевой техники. Бурное развитие науки и техники позволило оснастить Вооруженные Силы современными средствами связи и радиоэлектронными устройствами, резко повысившими возможности управления войсками.

Появление новой боевой техники, в том числе техники связи, сложные условия ведения боя и операций, дальнейшее развитие войск связи потребовали соответствующей перестройки всей системы подготовки специалистов связи, особенно офицеров-радиотехников и командиров взводов связи. Задача подготовки таких специалистов была возложена как на определенные военно-учебные заведения, так и на Школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск, которая уже доказала свою способность готовить квалифицированные кадры связистов. Теперь перед ней ставились еще более важные и сложные задачи. В связи с этим в августе 1951 года приказом Министра обороны СССР Школа радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск Советской Армии была подчинена начальнику войск связи и переформирована в Горьковское военное училище связи. Начальником училища осенью 1951 года был назначен полковник Федор Ефимович Омельчук. Обладая большим практическим опытом работы с личным составом, он успешно руководил коллективом училища.

Переформирование школы в училище было воспринято личным составом как высокая оценка всей прошлой работы и большое доверие командования войск связи к ее коллективу.

С переходом школы на штат среднего училища коллектив пополнился новым преподавательским и командным составом. В сентябре 1952 года в училище были переведены годичные курсы по подготовке техников связи из расформированного Ленинградского военного училища связи имени Ленсовета в составе 150 курсантов и 11 человек постоянного офицерского состава.

В училище были созданы следующие циклы: социально-экономический (М.Я. Никаноров, И.Н. Емельянов), организации связи (З.И. Тульбович), тактики (В.Ф. Занозин, Ю.И. Уджуху), станционно-эксплуатационной службы (Б.М. Шиховцев), основ радиотехники и ВРСТ (С.А. Туловчиков), электротехники и источников электропитания (А.И. Волков); отдельные дисциплины: физическая подготовка (М.Л. Шехтман), иностранные языки (Т.А. Ржевская), а позже - производственного обучения (А.К. Гинцбург).

В октябре 1951 года училище начало свой первый учебный год. Главной задачей обучения курсантов являлось овладение новой техникой, обеспечение высокой продуктивности учебного процесса, улучшение полевой выучки, привитие им практических навыков. Большой по объему учебный материал курсанты должны были освоить в сжатые сроки. При этом следовало учитывать, что у многих не было полного среднего образования или же имелись пробелы в знаниях из-за большого перерыва в учебе. Это требовало от преподавателей дополнительных усилий в проведении занятий на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне. Одновременно преподавательскому составу пришлось выполнять большую работу по подготовке методических материалов и совершенствованию учебно-материальной базы в соответствии с программой среднего училища связи.

В училище продолжали действовать одногодичные курсы по подготовке офицеров-связистов из сержантского состава срочной службы. Многие из обучавшихся участвовали в Великой Отечественной войне и были, как правило, классными специалистами, но им не хватало глубоких теоретических знаний. В короткий срок курсантам пришлось овладеть большим программным материалом. Рабочий день был уплотнен до предела. Учебные занятия продолжались по 8 часов, затем следовала двухчасовая самостоятельная подготовка.

Первый учебный год прошел успешно. Программа боевой подготовки была выполнена полностью. Комиссия под руководством генерал-лейтенанта Добыкина, проверявшая училище в июне 1952 года, высоко оценила большую работу, проведенную командованием по организации учебного процесса. Она отметила сплоченность и творческую энергию коллектива, его способность успешно выполнять задачи по подготовке кадров офицеров-связистов.

Экзаменационная комиссия, принимавшая государственный экзамен у выпускников 1952 года, дала высокую оценку практической и теоретической подготовке курсантов. Более 60 процентов курсантов сдали экзамен на "отлично" и "хорошо". Фамилии шести курсантов: М.Г. Алексеева, М.А. Бурякова, А.К. Иларионова, В.Г. Личманенко, П.П. Сесюнина и Ф.Б. Трофимова - были занесены на Доску почета училища.

Этот первый, хотя и скромный успех окрылил коллектив, придал ему уверенность в работе. Уже в выпуске на курсах младших техников-лейтенантов в 1953 году 92 процента выпускников сдали экзамены на "отлично" и "хорошо".

1953/54 учебный год проходил в более сложных условиях. В течение сентября и октября 1953 года большая часть личного состава училища активно участвовала в уборке урожая в Горьковской области. Затем с некоторым опозданием личный состав приступил к занятиям. Необходимо было восполнить пропущенное время, не снижая уровня подготовки.

По решению Министра обороны СССР войска и учебные заведения перешли на 8-часовой учебный день с 6-часовыми плановыми занятиями и 2 часами самоподготовки. Перестроить весь учебный процесс на ходу было нелегко, но коллектив, проявив большую творческую энергию, справился с этой задачей успешно.

Государственная комиссия, принимая экзамены в 1954 году отметила хорошую подготовку личного состава. 80 процентов всех выпускников окончили училище на "отлично" и "хорошо", 60 процентов стали радистами 1-го и 2-го класса. На Доску почета были занесены фамилии пятнадцати выпускников.



[ К оглавлению | В начало страницы ]

[ К предыдущей странице | К следующей странице ]

   
Hosted by uCoz